Форум » Реконструкция XX век » Волонтеры двуглавого орла » Ответить

Волонтеры двуглавого орла

Igor Graholski: Волонтеры двуглавого орла или Новые рижские драгуны. Автор: Николай Кабанов Двадцать лет назад в нашем городе появилось, как тогда было принято называть, "неформальное объединение молодежи". Хотя в нем состояли и люди вполне зрелого возраста, а те, кто помоложе, не отращивали себе панковский "гребень" или хипповский "хайр". Парни предпочитали короткие армейские стрижки, а на собраниях облачались в военизированную форму с элементами погон Императорской армии России. Рижский военно–исторический клуб (далее — ВИК), или Рижский 11–й драгунский полк, как именовали себя его участники, просуществовал все 90–е годы и пропустил через себя около сотни человек. Некоторые рижане побывали добровольцами в горячих точках, иные погибли, в том числе и от неестественных причин. В любом случае это был поистине уникальный опыт воссоздания реальности Белой России в обществе, чья идеология двигалась строго наоборот. Справка Рижский 11–й драгунский гренадерский полк был создан под Полтавой 27 января 1709 года под командованием полковника Гаврилы Кропотова. Участвовал в Отечественной войне — от 1812 года в Польше до 1815 года во Франции; в Турецкой войне 1877–1878 годов; в Первой мировой войне. В 1915 году часть полка совершила партизанский рейд в тыл немцев, взяв в плен командира дивизии. Штаб–ротмистр полка Петр Чайковский стал заместителем командующего Западной Русской армии (бермондтовцев) в Латвии. После официального расформирования "рижцев" в 1918 году, в Белой армии был воссоздан эскадрон Рижских драгун, принявший последний бой под Джанкоем 30 октября 1920 года. Наш сегодняшний собеседник — Андрей П. Мы сознательно не называем его полного имени — ведь он сегодня служит в одной известной структуре ЛР. Времена меняются, но память остается… — Итак, как вы вошли в ВИК, как узнали о "рижских драгунах"? — Мы шли около памятника Свободы, где тогда была стройка, и на заборе увидели объявление о наборе в клуб. Он помещался на квартире у председателя клуба Михаила Устинова в районе Саркандаугавы. Там царил творчески–богемный беспорядок — от огромного письменного стола до старинного палаша. Присутствовали такие детали интерьера, как канделябры, гусиные перья. Так как я и многие мои друзья только окончили школу, все это было страшно интересным. — Самой первой вашей акцией стала поездка в Питер в конце 1989 года и стычка с тамошними правоохранительными органами. Расскажите об этом. — Первой нашей поездкой было "Бородино–89", куда мы отправились при поддержке Балто–славянского общества. Это было первое мероприятие "униформистов" из разных стран. Военные поставили большие палатки, и дня четыре мы там прожили. Было весело, мы приехали туда с Андреевским флагом, гюйсом и бело–сине–красным флагом. Для того времени — дико круто! "Советская молодежь" выпустила об этом позитивную заметку "Шли по улицам драгуны". О нас писали, что мы выступаем за славное прошлое России. В частности, упоминались памятник Барклаю–де–Толли и колонна Победы (последняя, кстати, до сих пор не восстановлена). А потом, 1 декабря 1989 года, в Ленинграде была годовщина образования военно–исторических клубов и заказан ресторан. В этом мероприятии принимал участие Ленсовет. По дороге мы решили заглянуть в район Печорского монастыря, где, как говорили, есть могилы "рижцев" Первой мировой. Приехали ночью, сходили к местному "диссиденту" отцу Федоту, который тогда имел связи с эмиграцией. А с утра, после молебна, развернули знамена и двинулись маршем по улицам сонных Печор. Представьте: открываются занавески в провинциальном городке, и… "Белые в городе"! Но тут приехали милиционеры и всех нас отвезли в КПЗ. Я фотографировал "Зенитом", сидя в "воронке". А Станислав Разумовский, заткнув "глазок", снял нас прямо в камере. Затем нас отправили в приемник–распределитель для несовершеннолетних во Псков. В общем, все закончилось хорошо. А "Печорская правда" потом писала о нас где–то полгода. Приписали нам "флаг буржуазной Латвии"… Самый же далекий печатный орган, который написал про эту историю, была газета "Наша страна" из Буэнос–Айреса — орган монархической эмиграции. — Кто и как формировал идеологию ВИК? Известно о вашем участии "отдельной колонной" в самой массовой демонстрации Интерфронта 23 февраля 1990 года, в то же время небезызвестный "поручик Устинов" был замечен с российским флагом на баррикадах у правительства ЛР. — ВИК имел две позиции. Устинов и "красные" не переваривали друг друга. Мы же, молодежь, чувствовали ущербность местечкового национализма, и Интерфронт нас не отталкивал. На штаб–квартире Интерфронта мы могли получить форму, оплатить поездки в Россию. Что же до Устинова, то он активно снимался у телевизионщиков, приезжавших в Ригу "на Атмоду". Например, пел свои белогвардейские песни в эфире "Взгляда" у Политковского. — Стоял ли перед вами как перед организацией вопрос об участии в вооруженной борьбе на чьей–то стороне или командировки в горячие точки были инициативой отдельных членов ВИК? — Об организованной вооруженной борьбе речи не было. Мы все–таки были больше интеллектуалами. В отличие от "юных десантников" из Задвинья, у нас не было, например, рукопашного боя. О том же, кто и где побывал, подробнее говорить не хочу — время еще не пришло. — Можно ли говорить о контроле за ВИК со стороны спецслужб? Как вас воспринимали в ставшей независимой Латвии? — Со стороны прожитых 20 лет я понимаю, что контроль существовал. Но у нас не было радикальных или насильственных акций. Даже когда 23 октября 1991 года мы провели шествие в честь 270–летия титулования императора Петра I по улице Николаевской (Валдемара) и Престолонаследника (Райня), газета "Диена" напечатала нейтральную заметку "Рига вспоминает Петра I". Однако написали, что мы "были в одежде времен Петра", хотя на фотографии видно форму Первой мировой. "Демонстрация монархистов" — назвала свою информацию "Ригас Балсс", но потом поправилась и озаглавила материал "Молодцы ребята". Об этом событии вышел сюжет и по "Радио Свобода" (по этой же станции уже в 2009 году звучали песни в исполнении 60–летнего М. Устинова, представленного "казачьим атаманом". — Н. К.). — Был ли формально осуществлен роспуск ВИК или его можно считать де–юре существующим? — Мы выросли, и все произошло само собой. Но все же приятно вспомнить о тех временах! Какой пацан не мечтает о золотых погонах корнета в 19 лет! Визит в Печоры в 1989 году. В центре — М. Устинов и "отец Федот". "Вести Сегодня+" № 46. http://www.ves.lv/article/106890

Ответов - 0



полная версия страницы