Форум » История,вопросы по истории » Jelgava-Mitava - столица Курляндского герцогства » Ответить

Jelgava-Mitava - столица Курляндского герцогства

Igor Graholski: Земгальский город Елгава – в прошлом столица Курляндского герцогства. В парке, где живут вековые деревья, стоит дворец герцогов Курляндских, построенный в 1737 г. в стиле барокко по проекту Растрелли. Даже сейчас он поражает своими размерами. ...О тайнах Елгавского дворца, который явно заслуживает более тщательной реставрации и капитального ремонта, можно рассказывать часами. Здесь два года — с 1798-го по 1800-й жил граф Прованский — будущий король Людовик XVIII, а в 1805 году он, уже изгнанный Французской революцией, вновь вернулся на берег Лиелупе, чтобы позже переселиться отсюда в Англию. Здесь опальный король встречался с императором Александром I. Кстати, в этом же замке жил и умер аббат Эджворт де Фремон, давший последнее напутствие Людовику XVI. Тут был заключен брак его дочери Марии Терезии с герцогом Ангулемским... Сюда наведывался и Петр Первый, который искал союза с Курляндским герцогом в войне против шведов. Но это тема для другого разговора... http://foto.inbox.lv/lutra/Jelgava_15-10-2005

Ответов - 42, стр: 1 2 All

Igor Graholski: Пророчества Нострадамуса о роялистской эмиграции в Митаве Шесть лет спустя суждено было осуществиться и второй его части: Жалобные крики издаст Анголем, И она выйдет замуж за своего кузена. В романтическом городке Латвии — Митаве (Елгаве), где еще сегодня можно встретить пасущихся на улицах овец и коз, что напоминает о давно забытых картинах больших европейских городов XVIII-го века, недалеко от вокзала находится католическое кладбище. Между надгробными памятниками, среди которых имеются некоторые с французскими надписями, свидетельствующими, что здесь покоятся французы, судьба которых была родиться в Бордо или Марселе, чтобы умереть в Митаве, возвышается часовенка блекло белого цвета. То был 25-ый май 1807-го года, когда на этом месте похоронили аббата Эджворта, присутствовавшего при последних минутах жизни Людовика XVI на пути его к гильотине. В провинциальном митавском музее до сего времени хранится посох, высотою в человеческий рост, принадлежавший аббату. Палка хорошо сохранилась, только шелковая ленточка, служившая для ее повешания, совершенно истлела и распылилась от времени. Аббат Эджворт приехал в Митаву по приглашению Людовика XVIII-го, который сам покинул СанктПетербург в морозное утро 11-го февраля 1798-го года и приехал в Митаву 20-го марта, после мучительного путешествия, продолжавшегося 37 дней. Главные члены курляндской знати, предводимые военным губернатором бароном де Дризеном, вышли навстречу королю к воротам города. Людовика XVIII-го по его приезде проводили к митавскому княжескому замку, разрушенному в 1919-ом году бандами Бермондта-Авалова, но в настоящее время реставрированному стараниями латвийского правительства. В митавском изгнании король любил занимать своих гостей рассказами о несчастьях его брата. Размягченный воспоминаниями, он показывал последнее письмо, адресованное ему Марией-Антуанеттой из Тампля, а также Государственную Печать Франции, переданную Людовиком XVI накануне казни своему слуге — Клэри — также эмигрировавшему в Митаву. Двое членов королевской охраны, сопровождавшие Людовика во время его неудачного бегства в Варенн, разделяли изгнание претендента на французский престол. Русский император Павел I разрешил Людовику XVIII иметь в Митаве сто французских солдат, составлявших личную охрану короля. Городом Митавой помечено также письмо Людовика XVIII-ro от 1802-го года, в котором он отвечает Бонапарту на его предложение отказаться от престола своих предков в пользу будущего Императора, тогда еще только пожизненного консула. Цена этого отказа, предложенная Людовику XVIII была: княжество в Италии и значительный доход. В ответном письме Людовик пишет из Митавы: «Я не смешиваю Бонапарта с его предшественниками ... Но он ошибается, если полагает, что я откажусь от своих прав. Я далек от этого. Если бы они кем-нибудь оспаривались, он настоящею своею попыткой сам восстановил меня в правах... Сын Святого Людовика, я умею уважать себя, даже будучи закованным в кандалы. Наследник Франциска I-го, я желаю иметь право сказать вместе с ним: «Все потеряно, только не честь». Луи. Митава 1802 г. * * * После более чем годичного пребывания королевского «двора» в курляндской столице, было получено известие, что дочь Людовика XVI, сирота Тампля, Мария-Тереза-Шарлотта, прибывает в Митаву. В Парижской Национальной Библиотеке я нашел письмо (Bibl. Nat. de Paris. Lettre... Lb 42 696.), посланное из Митавы с датой от 7-го июня 1799-го года, написанное аббатом Трессоном, в котором сообщаются подробности встречи принцессы со своим дядей в Митаве. 5-го июня 1799-го года Людовик XVIII сел в коляску, чтобы выехать навстречу своей племяннице. Мучительно-длинное путешествие, совершавшееся в те времена в экипажах, не ослабило силы дочери Людовика XVI-го, достигшей к этому времени 21-го года жизни. Как только обе кареты приблизились, Мадам Роаяль, как ее величали роялисты, приказала остановиться. Она поспешно покинула экипаж. Ей хотели помочь, но она с невероятной легкостью вырвалась из рук и сквозь столбы пыли побежала к своему дяде, который с распростертыми объятиями бежал навстречу своей племяннице, чтобы прижать ее к груди. Старый король не успел помешать принцессе броситься к его ногам на колени. Он поспешно поднял ее, и Мария-Шарлотта сказала: «Наконец, я вас вижу снова, я счастлива .. . вот ваше дитя... Защитите меня, будьте моим отцом». Король, не будучи в состоянии произнести ни слова, еще раз обнял ее, а затем представил дочь своего казненного брата князю Ангулему — ее кузену и будущему мужу, так как Мария-Шарлотта приехала в Митаву, чтобы выйти за него замуж. Князь (Князь Ангулем был сыном будущего короля Карла X, брата Людовиков XVI-го и XVIII-го), сдерживаемый чувством уважения к своей кузине, выразил свои переживания только слезами, которые оросили руку Марии-Шарлотты, когда он приложил ее к своим губам. Все участники встречи снова расселись по экипажам и направились в Митаву. Как только Людовик XVIII увидел спешивших к нему навстречу слуг он, сияя счастьем, воскликнул: «Вот она!» Затем он повел ее к своей жене. Тотчас же замок огласился криками радости. Все спешили ее увидеть. Не соблюдался больше этикет, ни порядок. Мадам Роаяль вышла в сопровождении короля к верным людям монархии. Первым движением Людовика XVIII-го. оглянувшегося на толпу, которая его окружала, было подвести свою племянницу к аббату Эджворту, о котором говорили, что в момент смерти Людовика XVI-го он успел сказать: «Сын Св. Людовика, поднимитесь на небо». Эта же фраза встречается в «Zeitung» от 8-го июня 1807-го года, в статье редактора по поводу смерти Эджворта. В интересных письмах аббата, хранящихся в Парижской Нац. Библиотеке, Эджворт не утверждает, что он произнес эти слова, но и не отрицает этого, заметив, что в этот момент находился в столь большом волнении, что не может с уверенностью утверждать, какие слова он произнес. Таким образом, аббат Эджворт был первым представлен мадам Роаяль. Волнение присутствующих было велико. Молчание — всеобщим. Затем Людовик XVIII провел Мадам Роаяль к своей гвардии. «Вот, — сказал он, — верная гвардия тех, кого мы оплакиваем: их года, раны и слезы вам выразят все, что я хотел бы сказать.» Затем король обратился к присутствующим, сказав: «Наконец, она наша. Мы се больше не покинем; счастье для нас не является больше пустым словом.» Мария-Шарлотта скрылась в своих апартаментах, чтобы выразить в письме к Российскому Императору Павлу I свои чувства признательности за гостеприимство. Затем она попросила к себе аббата Эджворта. Лишь только она осталась наедине со священником, Мария-Шарлотта была так взволнована, что казалось вскоре лишится чувств. Согласно рассказу Эджворта, он настолько испугался, что хотел позвать людей на помощь. «Ах, позвольте мне плакать перед вами», сказала она аббату; «эти слезы и ваше присутствие облегчит мне душу.» Согласно свидетельству автора упомянутого письма, в лице Марии Шарлотты можно было узнать черты Людовика XVI-го, Марии-Антуанетты и Елизаветы. «Эти воспоминания, — говорит аббат Трессон — и присутствие Мадам Роаяль, казалось объединили небо и землю.» Прошло только несколько дней со времени прибытия дочери Людовика XVI-го в Митаву, как король начал спешить со свадьбой Марии-Терезы-Шарлотты с князем Ангулем. Он хотел, наконец, осуществить волю Людовика XVI-го и Марии Антуанетты. В утро 10-го июля 1799-го года, пять дней после приезда Марии-Шарлотты в Митаву, король и королева, каждый в отдельности, вошли в комнаты принца и принцессы, чтобы проводить их в просторную залу курляндского княжеского замка. Здесь был воздвигнут алтарь, около которого жениха и невесту ждал кардинал Монморанси, совершивший обряд венчания. Единственным украшением зала были лилии — символ французской монархии, между которыми были вплетены розы. И на этом венчании в курляндском княжеском замке в Митаве, сквозь дали веков и пространств, как бы незримо присутствовал еще один свидетель — пророк из Салона — доктор Нострадамус. http://nostradamus-1.narod.ru/genin/4.htm

Lotric: Большое спасибо за усердие и интерес, с которым уважаемые форумчане публикуют известную им информацию. И поскольку топик посвящен Герцогству Курляндскому, то хотелось бы узнать: не располагают ли уважаемые коллеги информацией об армии этого государства? Лично мне не встречалось ничего, кроме иллюстраций в книге "Latvijas armija un tas priekšvesture" и гренадера (?) на картине, в Рундальском дворце :?

Lotric: Может, есть какие идеи насчет направления поиска такой информации, кроме Госархива Латвии и иных стран? Известны ли какие-нибудь книги, научные работы, где этот вопрос пусть мельком, но захватывался бы?


Igor Graholski: MITAU. Старинные открытки. 13.09.2009 13:29 Если вы думаете, что старинные открытки нужны только филокартистам, то ошибаетесь. Многие до сих пор хранят в своих альбомах черно-белые картинки начала 20 века. Среди собирателей старинных открыток можно встретить и простых обывателей, которым однажды посчастливилось столкнуться с такими открытками и теперь они стараются при любом удобном случае достать себе новые экземпляры. Опубликовала: Ёшкина Кошка При этом разные собиратели старинных открыток ищут свою полюбившуюся тематику. Ведь, если говорить о старинных открытках, то здесь стоит заметить несколько тенденций: * почтовые открытки, на которых изображены различные города мира; * романтические открытки, на которых изображены люди; * дружеские открытки, где чаще всего изображают детишек; * пейзажи и натюрморты; * события. Самыми популярными на сегодняшний день являются старинные картинки из категории: «города», «люди» и «события». Особенно интересно наблюдать за открытками, где изображены те или иные места. Смотришь, к примеру, подборку старинных почтовых открыток Риги и удивляешься, как изменились улочки города, изображенные на них сто или пятьдесят лет назад - некоторые места не узнать, некоторых зданий и вовсе уже несуществует. Вот и я подготовила подборку таких старинных открыток (правда – виртуальных) славного города Елгава, точнее – Митава (Mitau); так сей город назывался до 1917 года. Краткая выдержка из истории : Населённый пункт известен с 1226 года, замок Ливонского ордена основан в 1265. В это время он получил своё первое название — Митава. В 1435 году Митава получила права города. В 1561—1795 Митава была столицей Курляндского герцогства, позднее (1796—1920) Курляндской губернии. В 1795 году город вошёл в состав Российской Империи. Во время Второй мировой войны с 29 июня 1941 года по 31 июля 1944 года Елгава была оккупирована фашистскими войсками. Итак, начинаем экскурсию! Митава, 1720 год. Панорама времён Северной войны. На переднем плане виден старый замок (1265), который был взорван в 1738 г., чтобы на его месте строить дворец по проекту Ф.Б.Растрелли. Изображенные на открытке башни принадлежат лютеранским соборам Св.Троицы (1574-1592) и Св.Анны (1619-1621). Дворец. Это прекраснейший в Прибалтике образец замка в лучших традициях барокко, со всей присущей стилю роскошью и пышностью. Он был заказан Бироном у великого Франческо Бартоломео Растрелли – знаменитейшего архитектора российского царского двора. Строительство длилось долгие годы и в два этапа - с 1738 по 1740 и с 1763 по 1772 годы. Осуществление такого грандиозного проекта требовало огромных денежных средств, а кроме того, в 1741 году Бирон был сослан в Сибирь, все это затормозило процесс строительства на долгих 23 года. Затем, после перерыва, Растрелли поручил продолжать работу над замком датскому архитектору Северину Енсену. С.Енсен придал дворцу некоторые черты классицизма. К внутреннему убранству дворца также приложили руку местный художник Ф.Х.Баризьен, немецкий скульптор И.М. Граф и итальянский художник д’Анджели. За свою историю замок неоднократно принимал в своих роскошных парадных залах самых именитых особ - в 1779 году в замке останавливался легендарный граф Калиостро, будущий король Франции Людовик XVIII, находясь в эмиграции, довольно долго жил здесь со своим семейством. В 1919 году замок полностью сожгли отступающие части армии Бермонта-Авилова, восстановление началось после 1920 года. Здание сильно пострадало и во время Второй Мировой войны. На сегодняшний день в по-прежнему великолепном дворцовом здании находится Латвийская Сельскохозяйственная академия, а также выставка экспонатов времен Курляндского герцогства и гробница курляндских и земгальских герцогов. Церковь Св.Троицы и старая ратуша. Когда-то это была первая в Европе церковь, специально построенная для лютеранского прихода. Ее начали строить в 1574 году и закончили в 1625. Алтарь был подарен в 1641 году женой герцога Фридриха – Померанской принцессой Магдаленой. Барокальную башню строили с 1660 по 1688 год, восьмиугольную колокльню закончили в 1862 году. Церковь с ее интерьером была разрушена во время Второй Мировой войны, до наших дней сохранилась древнейшая часть башни и ворота. Ратуша. Здание старой ратуши построили в 1663 году и оно принадлежало герцогу Фридриху Казимиру. Когда денег стало не хватать, он в 1686 году продал здание городу. Только в 1740 году магистрат решил здание перестроить. После этой перестройки здание новой ратуши приобрело бароккальную башенку с флюгером. До наших дней не сохранилась. Интерьер зала ратуши. Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии. На Католической улице распологался костёл Св. Марии. История этой церкви насчитывает более четырех столетий. Ее начали строить для католического прихода в 1630 году и закончили в 1635 во времена герцога Фридриха. Здесь с 1672 по 1773 год находилась резиденция иезуитов. C 1783 по 1798 год здесь также находилась резиденция Ливонского епископа. Костёл Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который мы видим на открытке, строили с 1902 по 1906 год в неоготическом стиле из красного кирпича по проекту архитектора Карла Эдуарда Страндмана на месте существующей здесь ранее церкви. Здание богато украшено декоративными элементами. Над дверьми можно увидеть картину "Святая вечерня". После Второй Мировой войны от церкви остались одни лишь стены. В 1992 году она была полностью востановлена - включая башню, которая приняла тот вид, который был до войны. В 1996 года папа Иоанн Павел II присвоил ей статус кафедрального собора. Реформатская церковь. Ее строили с 1704 по 1740 год. Изначально она была зального типа без башни, ее достроили в 1904 году. Церковь была разрушена во время Второй Мировой войны. А это фотограф запечатлел гостиницу «Курланд». Впереди видна башня Реформаторской церкви. Таким это место было в 10-е годы XX столетия. Academia Petrina. Редкий образец общественного сооружения конца XVIII в. - гимназия, основанная курляндским герцогом Петром, сыном Э.И. Бирона, по образцу высшего учебного заведения. Отличается сочной пластикой форм, характерной для позднего барокко. Здание перестроено архитектором Северином Енсенсом в 1773-1775 гг. из бывшего дворца герцогини Анны (русской царицы Анны Иоанновны), возведенного в конце XVII в. и реконструированного в 1718-1722 гг. В 1782 году в здание была встроенна первая на територии Латвии обсерватория. Сейчас в здании находится Музей истории и искусства имени Гедерта Элиаса. Кафедральный собор свв.прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Православный кафедральный собор Св. Симеона и Св.Анны по приказу Екатерины II начали строить в 1774 году по проекту Ф.Б.Растрелли в стиле русского барокко. Освещение состоялось в 1780 году. В дальнейшем, когда существующая церковь стала мала для разросшийся православной общины города, Российский император Александр III издал указ о капитальной перестроике храма. Строительство заняло два года с 1890 по1892. Ее проектировщиком был архитектор Николай Чагин. Во время Второй Мировой войны храм получил серьезные повреждения. На грани 20-21 веков храм был полностью восстановлен и духовная жизнь Симеоно-Анненского прихода возобновилась. Но история этого храма достойна отдельного рассказа! Церковь Св. Иоанна. В конце Католической улицы когда-то находились средневековые городские ворота. Рядом с ними находилось Судное место, где во время средневековья исполнялись смертные приговоры. За ними в 1705 году находились дома бедняков и кладбище на територии которого находилась небольшая деревянная церквушка, в то время ее называли "церковь для бедняков". У нее не было даже церковной башни, а церковный крест был просто прикреплен к крыше церкви. В 1780 году умерший городской бургомистр Х. Клок завещал свой капитал использовать для строительства новой церкви. На ее месте в 1845 году началось строительство нового каменного храма для немецкого прихода, он был закончен в 1847 году. В 1861 году церковь получила своего свещенника. С 1862 года церковь носит название Св Иоанна. Церковная колокольня была построена в 1882 году. Когда-то рядом с храмом находились несколько кладбищ а именно: кладбище Литератов, Католическое, Иоановское и Староверческое кладбища. Там были похоронены такие общественные деятели, как отец театра Адольф Алунан, общественный деятель Юрис Матерс, певец Карлис Хугенберг, органист и компонист Атис Каулиньш, издатель Я.Ф. Шабловский и многие другие. Теперь на месте кладбищ находится парк, названный в честь Алунана и сквер около Вокзала. Синагога. Городской архитектор Оскар Александр Бар спроектировал синагогу с большим куполом. Вокруг нее был роскошный сад, в котором проводились свадебные обряды. В июле-августе 1941 года в городе и его окрестностях происходили массовые убийства еврейского населения, советских активистов и сочувствовавших советской власти жителей эйнзацкомандой «1А» и латышскими полицейскими из команды Мартиньша Вагуланса. Синагога была сожжена... Дом Курляндского Рыцарства. Здание было построено (1803-1805 гг.) на бывшем месте Гильдии. С 1837-1838 г. его перестроили по проекту Эмиля Юлиуса Августа Штрауса. В 1841 г. Иоганн Фридрих Вертнер расписал зал Рыцарей, столовую и лестничные проёмы в стиле позднего ампира. На первом этаже находилась канцелярия, на втором - репрезентационные помещения. В период первой республики здание отдалии Второй Государственной Гимназии. Во время Второй Мировой здание было разгромленно. Дворец (поместье) Валдек. Дворец Валдек изначально строился а стиле классицизма, но в 19 в. его перетроили в неонорманском-неоготическом стиле. Здание строилось как охотничий замок барона фон Рекке. Торговая площадь. Торговую площадь во времена первой республики переименовали в площадь Герцога Якоба, с 1960 года ее называли Центральной площадью. После второй Мировой войны торги на этой площади уже не устраивали. Железнодорожный мост. Железнодорожный мост через реку Лиелупе был построен в 1868 году, когда строилась железнодорожная ветвь Торнькалнс-Митава. Мост со сквозными треугольными фермами был длиной 153 метра. До наших дней не сохранился - его разрушили во время Первой Мировой войны. Железнодорожная станция. Набережная реки Дрикса. На открытке видны купол большой синагоги, башня немецкой церкви Св.Троицы и мост через реку Дрикса. Мост через реку Дрикса. Здание Латышского общества. Новое здание Латышского общества построили в 1909 году на земле председателя Латышского общества, а позднее первого президента Латвии Я.Чаксте по проекту архитектора Пауля Эпле. В здании находился по тем временам современный театральный зал с передвижной сценой, библиотека и пр. Во время Первой Мировой здесь был обустроен госпиталь. Во время Второй Мировой войны здание было разрушенно. Реальное училище. Реальное училище, позже Дом Учителей, построили 1900 году. 1919 году при отступлении армия Бермонта-Авилова здание подожгла, его восстановили лишь в 1936 году. Там работал Елгавский инстиитут Учителей. С 1987 года в здании находится факультет Экономики Латвийского Сельскохозяйственного университета. Villа Medem. Villа Medem была построенна в 1818 году в стиле классицизма (архитектор Иоганн Георг Берлик) как загородная резиденция графа Медема. Здание восстановили после Второй Мировой войны (1946-1954 гг.). Музей. Панорама города. Вот каким был наш город век и более того назад. Во время Великой Отечественной войны Елгава очень сильно пострадала и целые кварталы отстраивались заново, а многие историеские здания просто не подлежали восстановлению. Но память о былом остаётся в таких старинных открытках и фотографиях. Надеюсь, вам было интересно! С уважением, Кошка. http://www.ves.lv/article/93483 Ну открытки надо смотреть на ссылке статьи.

Igor Graholski: MITAU. Собор свв.прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Собор свв. прав. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы находится в городе Елгава по ул. Райня, 5. Его обустройство относится к первой четверти XVIII в., когда здесь постоянно проживала православная герцогиня Курляндская Анна Иоанновна. До 1917 годa город Елгава именовался Митавой и по своему культурно-историческому и политическому значению нередко "соперничал" с Ригой. Земли, примыкавшие к Митаве, с древних времен были связаны с важнейшими водными путями, идущими "из варяг в греки". Часть владетелей земель и их населения уже исповедовало православие, которое распространялось само по себе и никогда никем в этих краях не насаждалось. К середине XII века на территории современной Латвии по берегам Даугавы (Двины), Гауи, других водных транспортных путей сложились вотчины и отдельные торгово-ремесленные центры с православным населением и церквями. Так, в районе нынешней Старой Риги на правом берегу Двины издревле располагался поселок с православным храмом во имя св. Николая, монастырем и кладбищем. Однако уже к концу века немецко-католические рыцари ордена Меченосцев (ответвление Тевтонского ордена) начинают огнем и мечом завоевывать Прибалтику, уничтожая православные храмы, монастыри, подвергая жестокому преследованию православное население края. В сравнительно короткий срок Папа Римский основывает три католических епископства с крепостями. Однако рыцари-крестоносцы встречают сопротивление и нередко терпят сокрушительное поражение. Так, после сражения при Сауле (1238 г.) развалился и перестал существовать орден Меченосцев. Вместо меченосцев немецкие рыцари создают католический Ливонский орден и в 1265 году заканчивают строительство на небольшом речном острове (в центре современной Елгавы) орденского замка. Митава становится центром Курляндии в немецко-рыцарском Ливонском религиозном государстве. В последующие века Ливония неоднократно терпела поражения. Ее распад начался с 1561 года. Последний магистр ордена Готхард Кеттлер провозглашает себя герцогом созданного им Курляндского герцогства со столицей в Митаве. Он вместе с католическим духовенством фактически уже распавшегося Ливонского рыцарского ордена присягает на верность польскому королю Сигизмунду II Августу. В начале XVII в. начинается польско-шведская война (1600-1621 гг.). Шведы занимают Ригу. Курляндское герцогство становится более самостоятельным ввиду значительного ослабления зависимости от Польши. Главой Курляндии становится герцог Якоб Кеттлер. Он по-новому развивает производство и налаживает хозяйство, организует широкий обмен товаров, расширяет свои владения, покупает несколько колоний, в том числе африканский остров св. Андрея в устье реки Гамбия и земли по ее берегам (1651 г.), а также остров Тобаго у побережья Центральной Америки (1652 г.). Из колоний вывозят золото, слоновую кость, пряности. Курземских крестьян и ремесленников отправляют на Тобаго выращивать кофе и сахарный тростник. Курляндское герцогство достигает высокого хозяйственного развития. Около имения Гольмгоф в среднем течении Двины у порогов герцог Якоб поощряет поселение исключительно православных людей. При его содействии строится, кроме издавна имевшихся, и новый храм, освященный во имя Святого Духа. Поселок Русская слобода вскоре увеличивается настолько, что герцог Курляндский Якоб возводит его в степень города, назвав Якобштадтом (Екабпилс). В 1658 году шведы завоевывают Курляндию и расправляются с герцогом Якобом. Герцогство приходит в упадок, а его колонии на других континентах захватывают голландцы и англичане. В начале XVIII века заканчивается Северная война. Шведы терпят окончательное поражение. Рижский рат и граждане, которыми были только немцы, 14 июля 1710 года принимают на Ратушной площади присягу на верность России. Вскоре Петр I выдает свою племянницу Анну Иоанновну за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. В договоре по этому случаю (в ст. 6-й) говорилось: "... обещаем мы светлейшего Герцога полномочные именем нашего Высокого Принципала, что Ея Высочество Пресветлейшая Супруга, купно со своими домовыми служителями, свою божественную службу греческой веры свободно и безъ помешательства отправлять может в удобном месте в замке въ Митаве, и для того будет одна церковь по греческому украшению устроена" (Поли. Собр. Зак., т. IV, с. 2272, изд. 1830 г.). В этой связи в Митаве, куда выехала на постоянное жительство Курляндская герцогиня Анна, обустраивается в замке дворцовая православная церковь во имя Преображения Господня. А в самой Митаве в 1726 году строится за герцогским двором небольшая, однопрестольная деревянная церковь во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Курляндская герцогиня Анна Иоанновна в 1730 году становится императрицей и навсегда покидает Митаву. Среди ее фаворитов особо приближенным оказывается Эрнст Иоганн Бирон, который за весьма короткий срок стал фактическим правителем России. В его распоряжении находятся огромные средства Российского государства, и он, не прерывая связей с Курляндией, начинает в Митаве грандиозное строительство. По вызову Бирона в Курляндию приезжает, не закончив строительство Зимнего дворца, Франческо Бартоломео Растрелли. Великий зодчий проектирует и на российские деньги строит в Митаве, на месте снесенного орденского замка, дворцовую резиденцию Бирона. Одновременно по его проекту и при его непосредственном участии возводится прекрасный летний дворец вблизи Бауски (Рундале), где многое напоминало великолепие петербургских особняков. Власть фаворита становилась неограниченной. Это прекрасно понимало немецкое дворянство, и когда в 1737 г. умер последний отпрыск Кеттлеров, то граф Э.Бирон со всеми его потомками по мужской линии единогласно избирается Курляндским герцогом. Строительство дворцов продолжается. В 1741 г. на российский престол возводится дочь Петра Великого Елизавета, Бирон отправляется в ссылку. Б.Растрелли возвращается обратно в Петербург. К этому времени Митавская церковь свв. Симеона и Анны значительно обветшала, хотя после отъезда из Курляндии герцогини Анны стала главным храмом города. К ней был приписан причт дворцовой церкви, и, находясь в управлении Св. Синода, храм продолжал состоять "на коште Ея Императорского величества". Однако состояние храма было таково, что в середине XVIII века вместо старой было начато строительство новой церкви. Екатерина II через пять лет своего правления возвращает Бирона из ссылки. Он приезжает в Митаву и вновь приглашает Б.Растрелли в намерении продолжить строительство и обустройство дворцов. Одновременно, в соответствии с именным указом императрицы, начинается обсуждение вопросов строительства нового Симеоно-Анненского храма. Бартоломео Растрелли разрабатывает проекты и одновременно предлагает два варианта. Строительство церкви началось в 1774 году на прежнем месте. В основание церкви была положена металлическая плита, на которой значилось: "Во имя благополучного царствования победоносной государыни Императрицы Всероссийской Екатерины II заложено это здание лета Христова 1774 июня 23 числа". Новая церковь возводилась несколько лет и примерно через четыре года была полностью обустроена. Ее освящение состоялось 4 мая 1780 года. Выстроенный храм был однопрестольный, без придела. Входные двери были только с одной, западной стороны. Притвор почти не отделялся от внутреннего помещения церкви. Над ним находилась колокольня в один ярус, увенчанная главой. Такая же глава возвышалась над церковью. Иконостас для нового храма был перенесен из прежней дворцовой церкви, имел три яруса, деревянный, с великолепной, заново позолоченной художественной резьбой по дереву. Царские врата и киоты были изготовлены талантливыми мастерами-резчиками. Иконы были древнего и нового письма. Так, по расписке смоленского мещанина Алексея Ив. Романовского от 13 июня 1786 года известно, что им было написано для иконостаса десять икон за сто альбертовских талеров. В 1775 году попечением графини Е.П. Тиль (урожденной Бестужевой-Рюминой) на колокольне были поставлены часы с боем. Ею были также положены в казну 400 альбертовских талеров, с тем чтобы на проценты с этого капитала городские власти поддерживали часы в хорошем состоянии. Кроме того, графиня подарила храму колокол художественного литья с надписью: "Сей колокол подарила Ея Сиятельство графиня Екатерина Петровна Рюмина-Бестужева. В Митаве 1775 года 29 июля". Вновь выстроенная церковь просуществовала более ста лет. К тому времени население губернского города Митавы значительно увеличилось. Храм уже не вмещал всех желающих присутствовать на богослужении, да и время сделало свое дело. В 1885-86 гг. Прибалтику посетил Великий князь Владимир Александрович с супругой. Будучи в Митаве, он констатировал, что церковь крайне мала размерами, не имеет удобств. Мрачное впечатление производил внутренний вид церкви: почерневшие стены, тусклые иконы со следами пожаров, которые случались в храме. Недоставало утвари. Проржавевшая кровля давала течь. Звон слабых колоколов едва доносился до ближайших улиц. И это несмотря на то, что храм с 1850 года являлся кафедральным собором и правящий Архипастирь именовался Рижским и Митавским. Однако средств для благоустройства храма не было, и каких-либо улучшений состояния Симеоно-Анненской церкви не предвиделось. Во всеподданнейшем отчете за 1886 год Курляндский губернатор того времени К.Н. Пащенко писал о неотложной необходимости строительства нового храма и отсутствии материальных возможностей. Узнав об этом, Государь Александр III изъявил желание видеть проекты и планы перестройки церкви, указывая: "... средства я могу дать от себя". В мае 1887 года в Ригу на свободную Рижскую кафедру прибыл Преосвященнейший епископ Арсений (Брянцев). До этого он являлся ректором С.-Петербургской Духовной академии. Свое архипастырское служение в Прибалтике начал с изучения состояния дел на местах и уже в июне впервые посетил Митаву. Владыка внимательно осмотрел Симеоно-Анненский храм. Его удивила внешняя ветхость и неприглядность собора, внутренняя бедность и запущенность, и он тут же в присутствии причта, церковного попечительства и прихожан сказал, что непременно позаботится о строительстве нового храма или его капитальной перестройке. При этом он особо подчеркнул, что вначале необходимо построить кладбищенскую церковь, куда люди могли бы пойти во время строительства нового кафедрального собора. Кладбищенская церковь была заложена 20 сентября 1887 года. Для строительства местное церковное попечительство выделило 7000 рублей. Нашлись благотворители, которые помогли и деньгами, и всеми необходимыми материалами. Работы велись по проекту и под наблюдением архитектора В.И. Лунского. Строительство шло быстро, и уже 2 июля 1889 г. новый кладбищенский храм был торжественно освящен во имя Успения Божией Матери. До этого в марте 1888 года по распоряжению Св.Синода архитектору академику Николаю Михайловичу Чагину (1823-1909) поручается разработка проекта и сметы на капитальную перестройку Митавской Симеоно-Анненской церкви. Ему на правах главного архитектора предоставлялось право заключать контракты на перестройку и иметь помощника в лице виленского инженера Винера. 13 июля 1888 года проект был высочайше утвержден. Эти документы вместе с указом Св.Синода о немедленном начале строительства были направлены в Рижскую Духовную консисторию. С этого времени все внимание уделяется Симеоно-Анненскому храму. Но здесь требовались значительные средства. Первый взнос в 30 000 рублей пришел в 1888 году от Его Императорского величества Александра III. Около двадцати тысяч выделил Св. Синод. Более 8 тысяч было собрано из местных церковных средств, что было достаточно для начала работ. Торжественная закладка была совершена 3 июня 1890 года. Перестройку церкви осуществлял по поручению Св. Синода академик Чагин. По его проекту часть храма сносилась, часть перестраивалась на прежнем фундаменте для увеличения внутреннего пространства храма и его вместимости. Строительство велось предельно качественно и быстро. Во время земляных работ была обнаружена закладная доска времен Екатерины II с датой 1774 год, а до этого при ремонтных работах нашлась надгробная плита, на которой значилось: "Екатерина Петровна Бестужева-Рюмина...". Менее чем через два года строительство было полностью завершено. 14 ноября 1892 года Преосвященнейший Арсений, епископ Рижский и Митавский, торжественно освятил новый кафедральный собор во имя свв. Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Собор отличался и внешним, и внутренним благолепием. Трехъярусный иконостас, заказанный прихожанами на средства по подписке, представлял собой поистине уникальное произведение церковно-прикладного искусства. Его проект был разработан А.С. Дубасовой, которая всецело руководила всеми работами по его изготовлению. Иконы для иконостаса писал петербургский художник Левицкий на собранные пожертвования. Непосредственную материальную помощь оказывал бывший Курляндский губернатор Д.С. Сипягин со своей сестрой А.С. Дубасовой. Накануне дня освящения обер-прокурор Св. Синода К.П. Победоносцев прислал дорогое парчовое облачение, утварь, хоругви и большое паникадило, что явилось прекрасным дополнением к общему украшению храма и благолепию торжественного богослужения. Преосвященнейший владыка Арсений, несомненно, был удовлетворен завершением этой непростой и весьма дорогой стройки. Но он в это время был занят еще и восстановлением дворцовой православной церкви, которая была основана не позднее 1714 года, когда здесь постоянно проживала православная герцогиня Курляндская Анна Иоанновна. До 1788 года церковь располагалась внутри дворца. Но по окончании строительства нового дворца церковь переместилась на фронтонную сторону, став фахверковой. Однако в 1797 году, когда Митавский дворец был отведен Павлом I для бежавшего из Франции графа Прованского — впоследствии Людовика XVIII православная церковь была разобрана и в ней устроена католическая капелла для опального графа. Возрождением этой церкви и был озабочен Преосвященнейший епископ Арсений. Примерно через полтора месяца после окончания строительства Симеоно-Анненского собора были закончены все работы по возрождению церкви в Митавском замке. Она производила особое впечатление своей простотой, белым с позолотой цветом. Все иконы были особого тонкого письма, церковная утварь — высокохудожественной работы. В прессе того времени писали: "При блеске восковых свечей, лампад и старинной оригинальной люстры яркая белизна стен, иконостаса, риз духовенства и облачения церковнослужителей, окруженные сиянием лики, глядевшие с икон, чудные напевы церковных песнопений — все в совокупности производило неотразимое молитвенное впечатление". Освящение этого дворцового храма состоялось 3 января 1893 года, как и прежде, во имя Преображения Господня. Тогда еще не было известно, что все три митавских храма, включая кладбищенскую церковь во имя Успения Божией Матери, войдут в число тех без малого семидесяти храмов, которые построил или капитально преобразовал Высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Рижский и Митавский, за десять лет (с 1887 по 1897 г.) своего служения в Риге. Симеоно-Анненский собор являлся общепризнанным православным духовным центром. Его внешний вид действительно был украшением города. В этом своем наилучшем состоянии он находился вплоть до Первой мировой войны. Случившиеся беды XX века не обошли его стороной. Но он оставался действующим периодически еще в тридцатые годы. В начале Второй мировой войны Елгава вновь стала ареной боевых действий. Большая часть города оказалась разрушенной. Серьезные повреждения получил и храм. После войны экспроприированный собор являлся государственной собственностью. Он был занесен в реестр памятников культуры Латвии, охраняемых государством. Его оградили забором и... отдали под склад химических реактивов. Катастрофическое ухудшение состояния растреллиевского наследия вынуждало городские власти время от времени обсуждать вопросы его восстановления и реставрации. Но все принимаемые решения оставались на бумаге. Позднее, по примеру Риги, где Петро-Павловская церковь была превращена в "Аvе-Sоl", предполагалось открыть в Елгаве концертный зал с органом и для этого приспособить Симеоно-Анненский собор. С этой целью была даже образована специальная комиссия, начавшая поиск средств. В конце восьмидесятых годов при попустительстве властей, а скорее всего по их инициативе, полуразвалившийся храм стали подготавливать к взрыву, дабы он не портил эстетику города. В стенах начали бурить шурфы для закладки взрывчатки. В это время по благословению Высокопреосвященнейшего Леонида, митрополита Рижского и Латвийского, началось ходатайство по возвращению храма Латвийской Православной Церкви. На это ушло несколько лет. Положительное решение было достигнуто только тогда, когда Латвийский Сейм принял постановление о возвращении недвижимости законным владельцам. Симеоно-Анненский собор, переданный государством, находился в крайне тяжелом состоянии. Развалины производили ужасающее впечатление. Колокольни не было вовсе. Сквозь черные ребра куполов зловеще зияли просветы. Естественно, были сомнения — возможно ли возродить собор и можно ли осилить это? Высокопреосвященнейший Владыка Александр решил: "Брать собор и с Божией помощью начать его восстановление". С этой целью вначале была официально зарегистрирована община собора. В 1993 г. Высокопреосвященнейший архиепископ Александр для восстановления храма назначил настоятелем прихода Серафима Шенрока. Главной заботой стал поиск документов прошлых лет, архитектурных проектов, рабочих чертежей, земельных справок. Одновременно проводилась техническая оценка состояния строения, выяснялась степень прочности оставшихся от разрушения стен и фундамента. Несколько позднее произошло его знакомство с Эдвардом Алфредовичем Приеде, президентом фирмы "AD REM". Будучи строителем, Э.А. Приеде заинтересовался ходом работ. Он посетил Елгаву, осмотрел развалины Симеоно-Анненского собора. Восстановление этого храма стало делом его жизни на несколько лет. Вместе с группой специалистов он анализировал данные экспертиз, сопоставлял их с найденными проектами прошлых лет, определял последовательность всего комплекса работ. Его техническими консультантами и координаторами стали Ю.А. Тихомиров, бывший заместитель министра строительства Латвии, и А.З. Сахновский, бывший управляющий треста "Ригапромстрой". Характеристики состояния храма раскрывали всю сложность предстоящей реставрации. Разработка и доработка предлагаемых проектов, выяснение общих направлений велось на ходу. При этом многие специалисты утверждали, что лучше всего развалины снести полностью и на этом месте заново построить, по сохранившимся чертежам Растрелли, новый храм. Однако восстановительные работы шли своим чередом. Руины обустраивались лесами. Начались наружные работы. По фотографиям, старым чертежам уточнялась и велась кладка стен, восстанавливались отдельные фрагменты. Главное внимание уделялось укреплению фундамента. К 1995 году были завершены все кровельные работы, проведено электричество и отопление. Одновременно решались вопросы надкупольных крестов. Их отливали по заранее разработаным эскизам и затем анодировали под золото на бывшем заводе вакуумных покрытий. Изготовленные кресты затем были освящены и подняты на купола. В это время внутри храма шло выравнивание стен под последующую грунтовку и покраску. Но задолго до этого настоятель протоиерей Серафим, работая над эскизами общего вида будущего главного иконостаса, знакомился с дошедшими до настоящего времени материалами об иконостасе бывшей Рижской Алексеевской церкви. Обуславливалось это тем, что в Симеоно-Анненском соборе предполагалось обустроить во имя этого святого боковой придел, который становился как бы первопреемником существовавшей в прошлом веке Рижской Алексеевской церкви. Церковь эта была основана в Риге по повелению Петра I. Она обустраивалась на протяжении нескольких столетий и стала усыпальницей многих выдающихся деятелей Прибалтийских губерний. Под полом храма покоятся: князь Владимир Долгорукий (29 мая 1761 г.) и его супруга; рижский генерал-губернатор князь Николай Васильевич Репнин (3 июля 1726 г.); князь Василий Репнин (погребен 26 октября 1749 г.); генерал-аншеф Василий Лопухин и генерал-поручик Зыбин, оба убитые при Гросс-Егерндорфе в 1757 г. На одной из стен когда-то находилась табличка над усыпальницей некоего капитана Меньшикова (1718-1745 гг.). Здание Алексеевской церкви сохранилось до настоящего времени и находится вблизи Сейма Латвии. Здесь до Первой мировой войны находился православный Рижский Алексеевский монастырь, в котором располагалась резиденция главы Рижской епархии, архиепископа Рижского и Митавского. После переворота семнадцатого года в этом православном монастыре самопроизвольно разместилась Католическая курия, находящаяся здесь по сей день. Церковь Алексея, Человека Божия была превращена в католический костел. Ее богатейшая коллекция икон, предметов церковно-прикладного искусства была утрачена уже в годы Первой мировой войны. Однако отцу Серафиму удалось найти материалы о самом иконостасе, и он сумел отдельные фрагменты использовать в стилистическом решении общего вида главного иконостаса Елгавского собора. Его изготовление было поручено талантливому мастеру-умельцу, жителю Кулдигского района Виктору Экку. Он выполнил все столярные работы, декоративные детали оформления иконостаса, включая художественную резьбу по дереву. Окончание основных работ по возрождению храма пришлось на конец уходящего века. Началась разборка наружных лесов. Когда они были сняты, перед изумленными горожанами предстал во всем своем великолепии отреставрированный. Симеоно-Анненский собор, заняв, как и в прошлые времена, достойное место в архитектурном облике Елгавы. На грани двух веков духовная жизнь Симеоно-Анненского собора становилась все более активной. Ее возрождение по благословению Высокопреосвященнейшего Владыки Александра начиналось еще тогда, когда стены храма вызывали уныние, а богослужение совершалось по воскресным и праздничным дням. Постепенно число прихожан увеличивалось. Люди венчались, крестили детей, приобщались Святых Тайн. При соборе начал работать Церковный совет, открылась воскресная школа, налаживалось духовное просвещение, катехизация. Многие прихожане стремились в меру своих сил оказать содействие в становлении приходской жизни. Восстановляющийся храм многократно посещал Высокопреосвященнейший архиепископ Александр. Но особо 15 января 2000 года, когда в возрожденном соборе был установлен иконостас главного предела. К тому времени восстановительные работы в главном были завершены. Но еще предстояло немало неотложных дел. Однако главным и основным всегда было и остается духовно-нравственное возвышение жизнедеятельности Симеоно-Анненского прихода. Текст – из исторического очерка Н.Д.Деминой. © 2001 г. * * * * * * * Дорогие наши Весточкинцы ! Надеюсь, что у Вас хватило терпения и Вы дочитали до конца. Уж очень мне хотелось познакомить Вас с историей этого удивительного храма ! Он, в буквальном смысле, восстал из пепла. После войны, разбомбленный, он стоял под снегом и дождём с дырявой крышей; его использовали как склад и травили химикатами; его готовились взрывать... Но не таким был Промысел Божий! Да, может он не имеет богатого внутреннего убрансва (роспись реставнации не подлежала), но он живой ! Людно в нашем соборе не только по великим праздникам, приходят молодые люди, с детьми, работает воскресная школа. Сегодня храм свв. Симеона и Анны сияет своей белизной, украшая город и даря Духовный Свет. Ваша Кошка. http://www.ves.lv/article/94254

Igor Graholski: Елгавский дворец в Истории (часть I) Главной культурной доминантой г. Елгавы, бесспорно, является Елгавский дворец. В стиле русского барокко 18 века построенное здание Латвийского Сельскохозяйственного университета в прошлом было тесно связано с верховной властью Российской империи. Военные, дворянство и сами русские цари неоднократно посещали Митаву, сначала как гости герцогства Курляндского, а позднее как правители Курляндской губернии. …Предшественника нынешнего дворца, так называемый, Старый замок Кетлеровской династии (до Бирона), по крайней мере, 3 раза почтил своим присутствием царь Петр Великий; он же лично осаждал его со своей молодой армией в августе 1705 года и, овладев им 5 сентября, захватил изрядное количество мушкетов, пушек, ядер и других трофеев шведского гарнизона под командованием полковника Кнорринга. Здесь же при подписании капитуляции у Кнорринга Петром Первым была затребована особая расписка по факту варварского разграбления шведскими солдатами фамильной усыпальницы герцогов. Из 290 различных видов захваченных Петром пушек, примерно 13 до сих пор рассеяны в земле окрестностей Елгавского дворца. По словам опытного инженера-специалиста Сельскохозяйственного университета Валдиса Аболиньша, места нахождения части этих старинных артиллерийских орудий эпохи Великой Северной войны известны: здешний 3-х метровый культурный слой земли буквально кишит (нашпигован) ими, некоторые лежат близко к поверхности земли и ждут спонсоров своего возрождения в новом качестве культурно-туристического обьекта 21 века при дворце или в городе. Проектами по изготовлению памятных лафетов для одной из пушек занимается в настоящее время одна из русских общественных организаций Елгавы… Стены и залы Елгавского дворца многое повидали за свою 270-летнюю богатейшую историю. Поэтому весьма символично, что в 2008 год юбилейных торжеств и издания нашего буклета, есть повод вспомнить и французского короля-изгнанника, Людовика XVIII, двух знаменитых в истории Европы итальянцев-авантюристов - обольстителя женских сердец Джакомо Казанову и мага-колдуна Калиостро, великого русского полководца Александра Васильевича Суворова, писателей Д.Фонвизина и Н.Карамзина и многих других неохваченных нашим очерком личностей. Это лишь прелюдия к экскурсу по Елгавскому дворцу во времени… Истоки современного Елгавского дворца, его богатейшую историю, неразрывно связанную с Россией, стоит искать в далеком в 1697 году. Тогда молодой и энергичный русский царь Петр Первый решился на необычное, для патриархальной и промышленно отсталой России, путешествие в Западную Европу: за опытом и знакомством с ее порядками и новейшими технологиями того времени, а также заключением ряда союзов (договоров) на случай войны с турками и шведами. Цели и задачи этой невиданной и рискованной затеи был намного шире и глубже обычных дипломатических миссий того времени. Сам русский царь, причем инкогнито (под вымышленным именем волонтера Петра Михайлова) стоял во главе этого Великого Путешествия в Российско-Европейской истории. Он приказал отобрать в него юношей из многих дворянских и прочих сословий. Главными вдохновителями и организаторами этой крупномасштабной поездки по Западу были его любимые учителя и советники-иностранцы Франц Лефорт и Патрик Гордон. Кроме Ф.Лефорта начальниками подразделений посольства были первые сподвижники Петра Ф.Головин, Возницин и другие, Именно они управляли этой огромной дипломатической миссией в 255 человек, которая покинув границы Московского государства, оставила немеркнущую историческую память о себе начальным этапом передвижения по большей части территории Латвии (свидетельство наивыгоднейшего транзитного геоположения и для современной Латвии в новых условиях Евросоюза !). Путь лежал через Ригу, Митаву, Либаву и далее морем на Кенигсберг, Антверпен, Саардам, Лондон, Вену, Варшаву… Как опытным царедворцам, так и молодым подданным Российского царства предстояло познакомиться с системой ценностей западноевропейской цивилизации, во многом не известных допетровской России. Рига в то время, как известно, принадлежала шведской короне. Столица Лифляндии была основательно укреплена от любого

Геннадий : Игорь, спасибо за то, что добавляешь знания коллегам по истории Латвии. Для меня это очень интересно. Не всегда есть время находить такие материалы и тем более по истории Латвии. Ищи ещё. Будем читать.

Igor Graholski: Дворец "в шоколаде" 6 августа 2011 («Вести Сегодня» № 117) Из туристических буклетов и Интернета мы знаем, что он — самый большой дворец в Прибалтике, построенный в стиле барокко. Что его строительство началось по приказу герцога Курляндии и Семигалии (Земгале) Эрнста Бирона в 1738–м и закончилось лишь в 1772 году (работы были приостановлены на 23 года из–за опалы и последующей ссылки Бирона). Знаем, что изначально на этом месте находился замок Ливонского ордена, а позже — резиденция Готхарда Кетлера — последнего из магистров ордена, основателя герцогской династии Кетлеров. Оттуда же, из буклетов, мы узнаем и о том, что проектировал дворец великий Растрелли, что во времена Французской революции здесь находили приют французские аристократы, бежавшие от ужасов революции. И что именно здесь останавливались и знаменитый граф Калиостро, и граф Прованский — будущий король Франции Людовик XVIII, и что здесь Мария Тереза Французская и герцог Ангулемский сочетались законным браком… Автор: Марина Блументаль Два в одном Столетия спустя Елгавский дворец совместил в себе две, на первый взгляд, совершенно несовместимые функции: здание служит как учебным заведением (здесь, как известно, расположен Латвийский сельскохозяйственный университет — ЛСУ), так и туристическим объектом. — Конечно, наш дворец нельзя сравнить с Рундальским, который развивается только и исключительно как туристический объект, — говорит руководитель отдела общественных отношений ЛСУ Сандра Григорьева. — У нас все же основным является учебное направление, и, соответственно, учебная инфраструктура — аудитории, лаборатории… Сейчас, благодаря европейскому софинансированию, во многих помещениях идут ремонтные работы, реновация. К учебному году надеемся большинство работ завершить. Впрочем, туристам, приезжающим посмотреть на выдающееся творение Растрелли, ремонты явно не мешают. Так, в прошлом году дворец посетили 8697 человек (15% — из–за рубежа), а за текущие полгода — уже 6216 туристов! Для них тут есть что посмотреть: музей, усыпальница герцогов Курляндских, дворцовый парк и многое другое. Большой популярностью, по словам Григорьевой, пользуется "шоколадный раут". — В ХIII веке горячий шоколад пили при всех королевских дворах Европы, — поясняет Сандра. — Оборудовали специальные шоколадные кухни, а готовить горячий шоколад доверяли лишь самым выдающимся мастерам. Подавался он и при дворе герцога Екаба, у которого, как известно, одна из колоний была на острове Тобаго, откуда везли всевозможные экзотические товары, включая какао. Вот и сегодня в Елгавском дворце гостям может быть предложен горячий шоколад. Правда, заказать мероприятие нужно заранее. Потому что тут все не просто так — выпил и пошел: это целая церемония! Напиток подается в романтической обстановке, под музыку, дамами и господами, одетыми по последней моде "золотого века", в напудренных париках и прочем антураже. Если посетители — новобрачные, то для них и их гостей (желательно не более 30 человек) создается специальная программа. А самое главное — такого шоколада, как подают здесь, вы больше нигде не попробуете! Потому что создан он по специальному рецепту, разработанному факультетом пищевой технологии ЛСУ специально для Елгавского дворца. Кстати, о шоколаде. В ближайшее время здесь можно будет приобретать еще и шоколадный сувенир — конверт–открытку с видом Елгавского дворца, в которую обернута шоколадка. Самое интересное — на этой "сладкой" открытке можно что–то написать и отправить по почте cвоим друзьям и близким! Почта, правда, не простая, а специальная — Sokopasts. "Погиб при исполнении…" А еще во дворце имеется музей. Экспозиция занимает всего один зал, правда, обширный. Помимо туристов, сюда обычно приводят студентов–первокурсников — чтобы они осознали, ГДЕ им выпала честь учиться. Что ж, "компания" впечатляет! Основатель первого здешнего замка, вокруг которого со временем и возник сначала небольшой городок, а потом и славная столица герцогства Курляндского Митава — магистр Ливонского ордена Конрад фон Мандерн. Последний магистр Ливонского ордена Готхард Кетлер, основавший герцогскую династию. Герцог Екаб, при котором герцогство получило наибольший расцвет. Петр Великий, который по пути из России в Голландию останавливался здесь со свитой в 250 человек и которому, в отличие от негостеприимной Риги, здесь был оказан самый что ни на есть радушный прием… И, конечно же, хозяин и заказчик дворца — фаворит императрицы российской Анны Иоанновны — Эрнст Йохан Бирон и его могущественная покровительница… Да простят журналиста тени великих, которым и так уже отдали немалую дань и историки, и литераторы! Ни они, ни выставленные на обозрение предметы старины не привлекли мое внимание так, как небольшой стенд, скромно притаившийся в уголке. Там находится настоящий человеческий череп и фотографии — при каких обстоятельствах его обнаружили. — Этот череп нашли во время ремонтных работ, — рассказывает сотрудница музея Эгита Кола. — Он был замурован в нишу. Естественно, возникла масса вопросов: как он туда попал, кому принадлежал, зачем его замуровали, где тело хозяина? Понемногу сложилась версия; правильная она или нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Однако, если собрать воедино все факты, выглядит она достаточно правдоподобно. Герцог Эрнст Йохан Бирон, помимо прочего, был человеком амбициозным. Строительством дворца он хотел подчеркнуть смену династии, для него это было очень важно. А потому он не скупился — все делал с размахом! По его приказу была взорвана прежняя цитадель, чтобы расчистить место для роскошной резиденции. Это было сделано, но дальше начались проблемы. Никто не ожидал, что место окажется настолько невыгодным для строительства дворца. Почва тут была настолько болотистой и сырой, что вместо планируемых 1000 свай пришлось вбивать 10 000! Но герцог не собирался отступать. Как известно, в те времена основная тяжесть ложилась не на технику, а на "рабсилу", поэтому на строительство дворца со всех окрестных (и не только) селений в огромных количествах сгоняли простой люд. О быте и удобствах строителей, понятно, никто не думал: работать приходилось в ужасающих условиях, в сырости, в холоде, голоде… Понятно, что народ вскоре начал разбегаться. Чтобы не остаться без рабочих, стройку окружили охраной: надсмотрщики строго следили, чтобы "рабсила" работала в поте лица и не отлынивала. А в случае чего пускали в ход палки, кнуты и прочие средства физического воздействия. А теперь вернемся к черепу из ниши Елгавского дворца. Судя по состоянию зубов и прочим признакам, он принадлежал человеку сравнительно молодому и явно жизнью не битому. Возможно, охраннику, который, по–видимому, несколько переусердствовал в строгости. И возможно, выбрав удачный момент, отчаянные строители его подловили и… С учетом близкого соседства реки спрятать концы в воду было несложно. Ну а голову по каким–то причинам мстители решили замуровать. Мораль: служа господам, не стоит проявлять слишком уж большое рвение… …И упокоились с миром …Здесь, в полуподвальном помещении дворцовой усыпальницы, покоятся останки двух династий герцогов — Кетлеров и Биронов. Украшенные фамильными гербами и богатой инкрустацией саркофаги выглядят роскошно. Сразу видно, сколь высокое положение занимали покойники при жизни! Однако это — продукт реставрации; во время войн и революций усыпальница не раз подвергалась разграблениям мародеров. На фотографиях вдоль стен запечатлено, как тут все выглядело после войн: с саркофагов срывалось все, что мародерам казалось мало–мальски ценным. Солдаты искали золото и драгоценности, а если не находили — саркофаги взрывали, мумии вытаскивали и расстреливали… Но сейчас тут царит порядок и полный покой. В стеклянных витринах выставлены туалеты их прежних владельцев — парчовые штаны и камзолы, детские и взрослые платья, украшенное тонким кружевом нижнее одеяние… Бросается в глаза размеры одного из платьев: в наше время его дородной владелице пришлось бы в срочном порядке садиться на строжайшую диету! Что ж, в каждом времени свои представления о том, как "выглядеть на все сто"… А еще сжимается сердце при виде крошечных гробиков. Дети великих тоже порой не задерживались на этом свете: иные недоживали до 10 лет, а иные и до года. Детская смертность в те времена была вообще очень высокой. А потомки аристократов, постоянно вступавших в родственные браки, тем более особым здоровьем не отличались. Да и болезни в Средние века лечить практически не умели, так что "костлявая с косой" собирала здесь обильную жатву, не глядя ни на возраст, ни на ранг… Живая история В Елгавском дворце я побывала в конце июня. Но написать о нем решила лишь сейчас, когда до начала учебного года осталось меньше месяца. Причина проста: хотелось бы, чтобы публикация эта не прошла мимо администраций школ и учителей истории. Последним искренне рекомендую провести хотя бы один урок (а в идеале несколько) именно здесь, в стенах Елгавского дворца, где буквально каждый уголок пропитан историей. Уверена: проведенный здесь урок по теме "Герцогство Курляндское и Земгальское (Семигальское)" будет усвоен учениками гораздо лучше, нежели в школе за учебниками! И останется в памяти надолго… Кстати, есть возле Елгавского дворца еще одна "достопримечательность" — яма, сегодня тщательно законсервированная и покрытая брезентом. В свое время она служила для археологических раскопок, которые сейчас, из–за отсутствия финансирования, не проводятся. Это очень обидно: ведь культурный слой здесь всего три метра! Как говорится, копнешь лопатой — и в ХVII век попадешь! Но увы: пока кризис — не попадешь… И все–таки местные специалисты надеются, что "мертвый сезон" не будет слишком затяжным. И что в скором времени со временем из толщи земли можно будет извлекать все новые и новые раритеты, которые поведают нам еще что–то новое и интересное о Елгавском дворце. Sandra(1).jpg — Сандра Григорьева: "Приоритетное направление у нас, конечно, учебное, однако и как туробъект наш дворец очень популярен!" Usipalnica.jpg — Так проходит земная слава… Cerep.jpg — Он слишком рьяно служил… Dvorec2.jpg — Елгавский дворец. Фото предоставлено отделом общественных связей ЛСУ. Raut.jpg — "Шоколадный раут" в Елгавском дворце. «Вести Сегодня» № 117. http://www.ves.lv/article/182832

Igor Graholski: Ни за что ни про что гибнет памятник архитектуры... Boriss Zaezerskij DELFI Репортер 30 ноября 2011, 14:07 В Елгаве на территории парка Узварас находится построенный по проекту архитектора... В Елгаве на территории парка Узварас находится построенный по проекту архитектора Йогана Берлица в 1818 году дворец графа Медема, который расположен недалеко от Елгавского рынка. Выполненный в лучших архитектурных традициях Европы, он считается одной из ярчайших достопримечательностей Елгавы. Жанно Медем заказал архитектору Карлу Фридриху Шинкелю создание Турецкой комнаты для Доротеи, очень модному направлению в то время. Художник и архитектор увидел комнату в серебряных зеркалах, воображая великолепное будущее Доротеи, чье кокетство отражалось бы в них. К сожалению, она вскоре умерла (в 1821 году), скоро исчезло и серебряное покрытие зеркал. Вилла, построенная в стиле классицизма, является частной собственностью и в настоящее время недоступна для посещений. http://foto.delfi.lv/ru/album/94602/

Igor Graholski: Митава и российские заговорщики 09.09.2013 23:41 Виктор ПОДЛУБНЫЙ, Gazeta.lv В последний день нынешнего лета я проехал по маршруту, по которому рижане редко ездят, — из Иецавы в Елгаву. Ездил разгадать одну историческую загадку. Наш граф опальный Есть в Балтии три старинных имения, связанных между собой именем остзейского семейства Паленов. Одно имение в Эстонии и два в Латвии. Эстонское имение находится в Палмсе, cтоит там с конца XVII века и прекрасно сохранилось. А вот от латвийского имения Паленов Кауцминде скоро ничего не останется, настолько оно запущено. Имение находится на полпути от Бауски в Рундале, на всем известном маршруте, и дорога хорошая, но туристов туда не возят — стыдно показывать. Третье имение находится в Иецаве, которая прежде именовалась Гросс–Эккау. От этого имения осталось совсем чуть–чуть. Но оно для нас самое интересное. Вот туда я и поехал для начала. Граф Пётр Алексеевич Пален в истории двух наших государств — России и Латвии — фигура безусловно ключевая. Это именно он вел переговоры о присоединении Курляндии к Российской империи. И когда Курляндское герцогство в состав России вошло, Пален стал генерал–губернатором Курляндской губернии. Затем, пользуясь неограниченной милостью Павла I, в течение трех лет был военным губернатором Санкт–Петербурга, великим канцлером Мальтийского ордена, главным директором почт России, членом совета Коллегии иностранных дел. Однако на личном опыте и даже на личной шкуре граф убедился в болезненной капризности императора, после чего твердо встал во главе заговора, приведшего к убийству Павла. И тут же приобрел непримиримого врага в лице вдовствующей императрицы Марии Федоровны (в честь которой, кстати, названа рижская ул. Марияс). Влияние матери–императрицы на ее сына было колоссальным, поэтому 1 апреля 1801 года вступивший на престол молодой император Александр I приказывает Палену убраться в свое курляндское имение Гросс–Эккау. Удивительно, что тихая и молчаливая супруга Александра — Елизавета Алексеевна — после заговора вдруг горячо поддержала эту отставку. До сих пор историки гадают, что повлияло на ее решение. Скорее всего, немедленно удалив от двора главного заговорщика и одновременно своего друга и единомышленника, Елизавета тем самым спасла ему жизнь. (Кстати, именем Елизаветы Алексеевны названа рижская улица Элизабетес.) То есть фактически графа отправили в ссылку. В ссылке Пётр Алексеевич просидел до самой кончины — ровно 25 лет! Скончался он 13 февраля 1826 года в Митаве — так пишут почти все источники. А вот где он похоронен, это долгие годы было загадкой. К ее разгадке мы вернемся чуть позже. Курляндская глубинка Итак, прииехав с женою в Гросс–Эккау, граф поселился в небольшом дворце, разбил на берегу порожистой речки английский парк и стал тихо жить–поживать, до конца своей жизни скромно считая, что, убив самодурствующего императора, совершил во имя России великий подвиг. От имения Палена в Иецаве остались лишь унылые фрагменты. А вот парк прекрасен! Забыв вскоре про опального Палена, русская общественность лишь через полвека узнала, что «подвигов» Пётр Алексеевич совершил не один, а два! За вторым его «подвигом» я как раз и поехал из Иецавы в Елгаву по скучной и пустынной дороге. Захотелось увидеть то, что видел Пален из окна своей кибитки, то засыпая в ней, то просыпаясь, то вновь засыпая под скрип ременных рессор, — так тогда ездили все русские путешественники… Господи, как же тоскливо было бы им в наши дни читать торчащие там и сям таблички со словом privatipasums. Даже у водоемов. Проехав в своей кибитке 30 верст и окончательно выспавшись к концу пути, Петр Алексеевич наверняка увидел бы примерно то же самое, что и я, — невесть как сохранившуюся пыльную дорогу на самом въезде в Елгаву… Не хватало только полосатого шлагбаума и будки с часовым. А потом граф увидел бы мост через реку Аа (ныне Лиелупе), за которым виднелся герцогский дворец — такой же нарядный, как и в наши дни. Но не в помпезный и скучный дворец ехал Петр Алексеевич, а туда, где повеселей, где пили вино, играли в карты, танцевали с дамами… При этом он думать не думал, что в один из приездов внесет на старости лет значительный вклад в предстоящее восстание декабристов. Граф и кавалергард Тайное общество будущих декабристов образовалось в 1816 году. Первое время целью его была приправленная конституцией монархия. Но после 1818 года цель радикально меняется, ею стало введение в России республиканского правления. Что же за это время произошло? Декабрист Лорер в мемуарах рассказал, что за это время в городе Митаве (нынешней Елгаве) один из идеологов декабристов кавалергард Павел Пестель познакомился со старым уже графом Петром Алексеевичем Паленом. После чего митавские встречи 24–летнего заговорщика с заговорщиком 72 лет стали регулярными. О чем так много они говорили — знают только они, но, безусловно, речь шла о цели заговора и о тактике захвата власти. Так или иначе, но, простояв со своим полком в Митаве более года, Пестель цель и тактику восстания полностью пересмотрел. А потом созвал будущих декабристов и взвешенно описал все за и против конституционной монархии и республики, отдав предпочтение последней. После чего все без исключения делегаты высказались за республику. Декабрист Горбачевский много лет спустя так и скажет: «Пестель был ученик графа Палена, ни более ни менее». Но если в 1801 году заговор самого Палена имел целью «улучшенное самодержавие», то в 1825 году заговор его ученика имел целью республиканское правление. Это и понятно: Пален на себе испытал всю прелесть беспредельного самодержавия и ни в какие его формы уже не верил. А потому слабеющей рукой еще раз крутанул штурвал русской истории. Как «иецавский республиканец» сам оценил провал декабристов 14 декабря 1825 года — неизвестно, поскольку уже лежал на смертном одре и в начале 1826 года скончался, предварительно выстроив склеп возле храма в Гросс–Эккау. Склеп–каплица в Иецаве Но во всех источниках значится неопределенное: «В 1826 году скончался в Митаве» — без указания места погребения. На самом же деле граф Пален, его супруга Юлиана и один из их сыновей, Петр, похоронены именно ПОД полом фамильного склепа на кладбище возле иецавской лютеранской церкви, что стоит возле шоссе Виа–Балтика. Директор Рундальского музейного комплекса Имант Ланцманис подтвердил мне как–то, что это именно так и этот факт даже задокументирован. Более того, есть еще один интересный документ — это завещание самого графа не просто положить его в склеп, а ЗАКОПАТЬ в землю под полом. Что и было исполнено. Очень интересная и необычная просьба, однако! Склеп с годами неоднократно разрушали, перестраивали и в итоге превратили в обычную кладбищенскую каплицу. Захоронение же не пострадало, и именно потому, что Палены лежат глубоко зарытыми в землю, под прочным кирпичным настилом. В разговоре с Ланцманисом мы решили, что хорошо бы про все это написать на щите и установить его возле каплицы: такая масштабная историческая личности, как Петр Алексеевич фон дер Пален, того заслуживает. К тому ж одним интересным историческим туристическим объектом станет больше. Будучи в Иецаве, посмотрел: щита нет. А жаль… Приличные места Митавы Но вернемся в Митаву, куда однажды по весне, когда дороги уже как следует подсохли, граф Петр Алексеевич фон дер Пален, преодолев 30 верст, въехал на своей карете, пересек мост через реку Аа, прокатил мимо герцогского дворца и велел кучеру ехать… Вопрос: куда же наш граф направился? А точнее, где, в каком доме у него, у известного вельможи, в прошлом одного из первых лиц Российской империи, могла состояться встреча с юным кавалергардом Павлом Пестелем? Я позвонил известному нашему историку и краеведу Виктору Гущину. Его профиль — новейшая история. Однако он родом из Елгавы и историю города знает прекрасно. Его анализ вопроса, какой дом в те годы мог послужить местом встречи Палена и Пестеля, дал три объекта. Дворец самого графа. Он в те годы размещался прямо напротив университета Петрина. Но навряд ли дворец мог стать местом втречи. Потому что там наверняка жил кто–то из многочисленных наследников графа со своим потомством. Сам Петр Алексеевич мог там, разумеется, остановиться, заночевать, но встречаться там с кавалергардами — ну никак не мог, моветон. Сейчас этого дворца нет, сгорел в войну, на его месте построили факультет лесного хозяйств Елгавского сельхозинститута. Дом курляндского рыцарства. Он стоял на берегу протоки Дриксы — прямо напротив герцогского дворца. Был возведен в 1803—05 годах. На втором этаже был большой зал, где в том числе давали балы… Там Пален с Пестелем вполне могли встретиться, поскольку кавалергард хоть и не был рыцарем, но, как и Пален, был из немцев. Вот только мог ли озабоченный антимонархической революцией русский офицер позволить себе играть в карты с немецкими рыцарями?.. Дом был снесен в 1938 году, сейчас на его месте невзрачные советские пятиэтажки. Дом Дворянского собрания. Стоял за Петриной. Построен в 1809 году. Место встречи разных слоев митавского дворянства. Имел два зала. В большом танцевали вальсы и кадрили, в малом развлекались, играя в карты… Вполне демократичное, а потому вполне приемлемое место для встречи графа с кавалергардом… В 1944 году здание было разбито снарядами, потом снесено. Сейчас там автостоянка. Но вот как–то не лежала душа ни к одному из этих мест! Может, потому, что они уже стерты с лица елгавской земли, а хотелось чего–то сохранившегося? Надо заметить, что этому красивейшему в прошлом курляндскому городу от Второй мировой войны досталось как никакому другому и в нем мало что смогло сохраниться… Будь проклята война. Чудом сохранившаяся вилла Так вот, рассматривая прекрасные гугловские снимки старой Митавы, я вдруг обратил внимание на знакомое здание. Вчитался в название. Это была вилла «Медем». Вспоминаю, что на портале Gazeta.lv была публикация краеведа Кирилла Соклакова об истории этой виллы. Рассматриваю следующий снимок, с интерьером виллы, — и вот тут меня внезапно что–то сильно торкнуло. Те, кто увлекается историческими исследованиями, меня поймут: когда долго–долго что–то ищешь, твое подсознание накапливает неведомую энергию, которая в какой–то момент вдруг прошибает тебя разрядом… При виде зала виллы «Медем» меня прошибло потому, что я явственно увидел сидящих на диване Пестеля и Палена… Открыл на портале публикацию Кирилла, стал перечитывать. Цитирую краеведа: «На рубеже XVIII и XIX веков граф Медем служил при дворе российского императора Павла, но после государственного переворота 1801 года был вынужден вернуться на родину в Курляндию, потому как состоял в браке с дочерью графа Петра фон дер Палена, главного заговорщика». Вот оно как! Владелец виллы граф Жано Медем — зять Палена! Читаю дальше: «Самым роскошным помещением усадьбы был центральный зал с колоннами, зеркалами и росписями. Из зала сквозь высокие стеклянные двери гости выходили на террасу, где расположился небольшой фонтанчик… Очень скоро парк виллы „Медем“ превратился в центр светской жизни города. Тёплыми летними вечерами здесь устраивались народные гулянья. Дорожки освещали расставленные то тут, то там разноцветные лампы, а в полночь начинался фейерверк». Вот так! Все тут же сошлось, и искомый исторический паззл сложился. Ибо другого, более логически оправданного и удобного, места для втречи графа с кавалергардом трудно придумать. К тому же вилла дожила до наших дней! Кроме того, для меня лично трудно придумать и более приятное место, ибо через 150 лет после встречи Палена с Пестелем вилла стала клубом елгавского льнокомбината, который из–за забора навалился на парк и на виллу своими могучими прядильными и мотальными корпусами, в которых сразу после института работал и я, отвечая за тамошние КИП и автоматику, а также за правильное воспитание молодежи, потому как был избран членом комитета комсомола… Молодежь была хорошая, славная, но я ее помню смутно, словно в тумане, и не мудрено: молодежи там было около двух тысяч, и все они — девушки… http://vesti.lv/culture/theme/history/79001-mitava-i-rossijskie-zagovorshhiki.html

Igor Graholski: О Митаве в письмах барона фон Шлиппенбаха! https://imhoclub.lv/ru/material/ijulja_1-go_ja_viehal_v_mitavu

Igor Graholski: Жил да был один король… Елгава — резиденция французского короля Людовика XVIII 1799 год. Конец зимы. Самое отвратительное время года в Прибалтике: ветра, дожди, промозглый холод. Кутаясь в шубу, французский король смотрит из окна своей кареты на унылые пейзажи незнакомой Курляндии: бесконечные холмы, покрытые тающим снегом, густые леса, много небольших рек и болот. Великолепный Лувр, веселый маленький Версаль, роскошные балы и камзолы, расшитые настоящими драгоценными камнями, — все осталось в прошлом. Впереди — Митава, столица бывшего герцогства Курляндского. Практически все дома в этом городе деревянные, а немногочисленные кирпичные показывают приезжим как какую–то достопримечательность. Захолустье, глушь, province! http://vesti.lv/news/zhil-da-byl-odin-koroly#.Wf8HMTK6cQg.facebook



полная версия страницы